История «зеленого квартала» (часть первая, глава первая)

    I.   История «зеленого квартала»

   Только что объединенная Япония 16 века   оправлялась от постоянных междоусобных феодальных войн. Сёгуны династии Токугава были одержимы двумя страстями — к порядку и к безопасности.   Так как император очень боялся новых восстаний и переворотов, жизнь в Японии  строго регламентировалась сёгунатом и по сути это было полностью полицейское государство.  Щепетильные японцы разложили весь уклад граждан строго по полочкам – было предписано буквально все: что носить, есть и пить, где гулять и работать. Для городских граждан оставалось не так много развлечений — театр Но и Бунраку (о которых речь пойдет в более поздних статьях), соревнования борцов — сумоистов. В то время столица Эдо — нынешнее Токио было сосредоточением торговцев, чиновников и феодалов. После окончания войны,  в города потянулись безработные самураи. И, конечно, одинокие самураи искали развлечений. Естественно, как и везде, в Японии была работа для куртизанок — «жриц любви», которую искали одинокие самураи. Они с удовольствием посещали чайные домики, где могли найти и плотские утехи. 

  Конечно, наличие столь массовой и безнравственной индустрии, связанной с криминалом, никак не соответствовало представлениям сёгунов об идеальном обществе. Однако уничтожить ее они не могли — социальную проблему «одиноких мужчин» нужно было как то решать. К тому же, основными клиентами проституток были купцы, к котором сёгуны относились еще более подозрительно (они ведь ничего не производят и не воюют!). Считалось, что мысли о развлечениях отвлекают купцов от размышлений, способных подорвать могущество государства. Поэтому запрещать развлечения было нельзя. 

  •  Ёсивара (или Квартал полный любви) 

Решение нашел Сёдзи Дзинъэмон, владелец публичного дома, подавший в 1612 году прошение о «перестройке» всего секс-бизнеса Эдо. Он предложил выделить для публичных домов отдельный городской квартал и свезти туда всех проституток столицы, поместив их под пристальный контроль полиции (нашим предпринимателям еще расти и расти до средневековых японцев!). Эта идея находилась в общем русле политики сёгуната, уже предписавшего самураям жить в одном районе города, а простолюдинам — в другом.

Первая петиция Сёдзи застряла в сёгунской канцелярии (а это уже похоже на наших чиновников!), и через пять лет он подал второе прошение сходного содержания. Конечно же, японское правительство, начитавшись Ленина и Маркса, решило: «Если что-то нельзя запретить – его нужно возглавить!» и создало под своим крылом целую секс – индустрию.

Вначале именно камыш и тростник дали территории название — Ёсивара,  «Тростниковое Болото», однако с помощью небольшой замены в написании иероглифа два знака превратились в «Радостное Болото» с тем же произношением — Ёсивара. Антрепренеры сочли второе наименование более подходящим месту и устраивающим гостей.

В обмен на сотрудничество с тайной полицией в деле выявления «подозрительных личностей» публичные дома квартала Ёсивара были освобождены от налогов.

Красные ворота входа в квартал Ёсивара

   Квартал был окружен рвом с водой и высокой стеной с огромными красными воротами, закрывавшимися на ночь (примерно в полночь).  Чайные дома были построены однотипно: на первом этаже были своего рода витрины с бамбуковыми решетками, за которыми, вечерами девушки устраивали танцы или игры, за которыми с улицы могли наблюдать потенциальные клиенты. После чего, выбрав девушку, клиент мог зайти в чайный дом, оплатить хозяйке услуги и уединиться с девушкой в её покоях. 

Гости, разглядывающие красоток через бамбуковые решетки

Конечно же, жизнь в квартале, как и во всей Японии строго регламентировалась.

Девушкам было разрешено выходить из Ёсивара только в трех случаях: для посещения врача, по вызову в суд и во время прогулки с клиентом для любования сакурой. Во всех случаях девушку сопровождал полицейский соглядатай. Лишь врачам позволялось въезжать в Ёсивара, сидя в переносном кресле или паланкине; все остальные передвигались пешком.

   Ношение мечей и кинжалов было всегда запрещено, так что оружие оставлялось под присмотром специальных слуг (как в американских вестернах). Причина состояла в том, что опьяневший самурай мог бы начал крошить все вокруг. Но была еще одна причина, о которой я расскажу позже. 

      В «веселых кварталах» горожане-мужчины покупали не только временную любовь, здесь они могли хоть ненадолго сбросить панцирь условностей, социального давления и обрести безмятежность и блаженное удовольствие быть объектом внимания, восхищения, пусть и наигранных, но все равно служивших бальзамом для мужского самолюбия. Разумеется, многое зависело от платежеспособности клиента.

   Двумя основными видами организованной проституции Древней Японии были чайные домики (сатэн) и бани (сэнто). Девушки, соответственно, были по совместительству официантками и банщицами. Было также множество «индивидуалок». 

Легализация квартала Ёсивара значительно уменьшила кражу и продажу девочек для занятий проституцией а также дала возможность властям вести надзор за тем, что происходило за его стенами. Несмотря на то, что в начале он был грязным и непристойным, со време­нем он стал миниатюрным, изысканным городом, в котором было много парков и садов, лавок и ресторанов. Согласно переписи 1869 г., в этом квартале нахо­дилось 153 «зеленых дома» и 394 чайных дома, проживало 3289 жриц любви. Опыт Ёсивара настолько пришелся по сердцу сёгунату, что вскоре аналогичные кварталы по всей Японии. Слово «ёсивара» стало нарицательным — общим названием для всех «веселых кварталов».  

Но, несмотря на внешнюю весе­лость и роскошь, жизнь в этом квартале была печальной и мерзкой. 

       Следующая глава расскажет о собственно самих юдзе – куртизанках, которые жили и работали в Ёсивара